Кто будет доставлять вакцину от COVID-19 в Украину

Источник

Почти год ученые и фармацевтические компании по всему миру активно разрабатывают эффективную вакцину от нового заболевания, вызванного коронавирусом SARS-CoV-2 и унесшего уже более одного миллиона человеческих жизней.

Мало кто знает, что качество, эффективность и безопасность этой вакцины во многом будет зависеть от логистических компаний, которые займутся организацией доставки нового препарата в разные страны, в том числе и в Украину. В этой статье предлагаем узнать об особенностях организации транспортировки вакцины и важности соблюдения жестких требований при ее доставке от производителей к конечному потребителю.

Всевозможные методы борьбы с новым коронавирусом SARS-CoV-2, который вызывает болезнь COVID-19, в разных странах доказали, что у ученых и медиков пока нет универсальной панацеи от этого вируса.

Ни шведская модель коллективного иммунитета, ни тотальный локдаун и закрытие границ, ни имеющиеся лекарственные средства до сих пор не помогли справиться с пандемией. Именно поэтому многие эксперты предполагают, что ключевым инструментом подавления коронавируса станет только вакцина.

Разработка вакцины, ее клинические испытания и массовое производство — это вопрос как минимум нескольких лет. Но в условиях реальной и постоянной угрозы для жизни людей ученым пришлось значительно ускорить все этапы подготовки вакцины, а также использовать самые современные методы ее испытаний.

По наиболее оптимистичным прогнозам, эффективная вакцина от COVID-19 для массового применения должна быть готова к середине 2021-го. Мы не можем рассчитывать на небольшое количество доз вакцины от российского института эпидемиологии Гамалеи, которые уже начали вводить людям, но испытания которой пока полностью не завершены.

Одним из главных вопросов после получения готовой вакцины станет ее транспортировка и распространение по всему миру. Учитывая особенности такого груза, логистическим компаниям необходимо будет обеспечить не только соблюдение всех норм и правил перевозки лекарственных препаратов, но и гарантировать сохранение их безопасности, целостности и эффективности наравне с производителями. Далеко не каждая логистическая компания обладает достаточным опытом, квалификацией и ресурсами для выполнения таких операций.

Учитывая эти аспекты, мы решили разобраться в этой теме вместе с представителями международной логистической компании Кюне + Нагель в Украине, чтобы найти ответы на следующие волнующие всех нас вопросы, какие страны первыми начнут поставлять вакцину от COVID-19 на рынок, какие особенности ее транспортировки нужно будет учесть украинцам, и кто сможет доставить огромное количество вакцин в нашу страну?

Кто разрабатывает и производит вакцину от COVID-19?

Традиционно поставщиками разных вакцин для Украины являются компании из Франции, США, Индии, Болгарии, Бельгии и Республики Корея. Но что касается новой вакцины от COVID-19 — здесь на рынок выходят несколько других игроков.

Судя по заявлениям о начале клинических испытаний, эксперты ожидают поступление первых эффективных вакцин от американской компании Moderna и китайских CanSinoBio/Sinovac. Представители последнего бренда заявляли, что будут готовы поставить первые 40 млн доз вакцин в соседнюю Индонезию уже в начале 2021-го, и в это же время начать отправку препарата в другие страны мира.

Аналитики консалтинговой фирмы Seabury Consalting подсчитали, что в прошлом году за экспорт 80% вакцин авиасообщением ответственными были всего шесть стран — США, Бельгия, Франция, Нидерланды, Индия и Великобритания.

Немецкие фармкомпании CureVac, Pfizer&BioNTech, американские Johnson&Johnson и NovaVax, а также французская и английская компании Sanofi и GSK соответственно планируют поставить от одного до 1,5 млрд вакцин каждая.
Что касается грядущей вакцины от коронавируса, ожидается, что за большинство доз (около 2,9 млрд) в 2020-м и 2021-м будет отвечать англо-шведская фармацевтическая компания AstraZeneca, производственные линии которой находятся в Великобритании, Индии, США, Бразилии, Мексике и Южной Корее.

Немецкие фармкомпании CureVac, Pfizer&BioNTech, американские Johnson&Johnson и NovaVax, а также французская и английская компании Sanofi и GSK соответственно планируют поставить от одного до 1,5 млрд вакцин каждая.

Такие объемы производства объясняются спросом на новую вакцину: известно, что страны ЕС уже заказали 1,2 млрд доз препарата у вышеперечисленных компаний, США — 700 млн доз, Китай — 620 млн, Япония — 460 млн и еще один миллиард вакцин запросил Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации.

Предполагается, что на начальном этапе количества произведенных вакцин должно хватить для 75% населения Земли, то есть для 3 из 4 пациентов. Напомним, для одного человека понадобится минимум две дозы вакцины, поэтому общее количество препаратов будет значительно превышать популяцию людей на планете.

При этом большая половина вакцин (52%) будет транспортироваться в разные страны авиатранспортом. Учитывая вес одной дозы вакцины в 8,5 грамма, на авиацию будет приходиться около 65 тыс. тонн такого груза.

Логистические компании должны будут проделать огромную работу не только для того, чтобы организовать доставку вакцину во все страны, но и для того, чтобы сохранить ее качество, эффективность и безопасность. Для этого всем участникам цепи поставок необходимо будет выполнять нормы и правила хранения и транспортировки вакцин по всему пути следования.

Какие особенности организации перевозки вакцины?

В зависимости от типа вакцин логистические компании будут обязаны обеспечить правильные температурные условия перевозки, подходящую влажность и освещение в транспортном отсеке, отсутствие посторонних предметов, запахов, вибраций других негативных факторов, которые могут отрицательно повлиять на качество препарата. Доставки должны выполняться по всем требованиям безопасности, чтобы целостность транспортных упаковок не была скомпрометирована.

По предварительным данным, для 30% (около 3,4 млрд доз) от общего количества производимых вакцин понадобится транспортировка в специальных морозильных камерах с температурным режимом от минус 20 до минус 80 градусов по Цельсию. Это объясняется тем, что такие вакцины нового типа основаны на матричной рибонуклеиновой кислоте мРНК, и для сохранения структуры вещества требуются низкие температуры.

В основе остальных 70% препаратов (примерно 7,8 млрд доз) — либо сам вирус, либо вирусный вектор, либо протеины SARS-CoV-2, поэтому их можно будет перевозить при температуре от 2 до 8 градусов по Цельсию.

В зависимости от типа вакцин логистические компании будут обязаны обеспечить правильные температурные условия перевозки, подходящую влажность и освещение в транспортном отсеке, отсутствие посторонних предметов, запахов, вибраций других негативных факторов, которые могут отрицательно повлиять на качество препарата.
Предполагается, что большая часть вакцин, основанных на рибонуклеиновой кислоте, будет использоваться локально. Это означает, что отправка таких препаратов в другие страны будет лимитирована, и логистическим компаниям не понадобится создавать специальные условия для хранения подобных вакцин при транспортировке.

Тем не менее перевозки всех вакцин от производителей до складов оптового хранения, складов авиакомпаний, складов компаний-получателей должны осуществляться в специальном транспорте с холодильными установками. Логистические компании должны гарантировать отгрузку герметичных упаковок с вакцинами, а также контролировать срок годности препаратов.

Минимальные нарушения или отклонения от температурного режима могут привести к полной потере качества и эффективности иммунобиологических лекарственных препаратов, а также повлиять на их безопасность.

При этом визуально ни врач, ни реципиент вакцины не смогут определить, что вакцина потеряла свои характеристики или испортилась. Тогда в лучшем случае она может быть попросту бесполезна, а иногда и вызвать непредсказуемую реакцию.

Вот почему процесс транспортировки вакцин не менее важен, чем процесс их производства. На логистические компании возлагается огромная ответственность за качество их услуг, перевозку вакцин с соблюдением требуемых условий, и поставку действенных препаратов для огромного количества людей.

Кто будет заниматься доставкой вакцины в Украину?

Доверить транспортировку вакцины можно далеко не каждой логистической компании. Поставщики проводят тщательный и жесткий отбор подрядчиков, обладающих достаточной квалификацией, знаниями и опытом, чтобы взять на себя подобную ответственность и гарантировать качество транспортировки.

Одной из компаний, которая специализируется на перевозках лекарственных средств и медицинского оборудования, является компания Кюне + Нагель — международная транспортно-логистическая корпорация, у которой более 1400 офисов по всему миру, в том числе и в Украине.

Кюне + Нагель — один из лидеров на украинском рынке по авиа-, авто- и морским перевозкам, а также в контрактной логистике.

Компания сотрудничает с передовыми фармакологическими компаниями в мире и имеет многолетний опыт доставки фармгрузов любого типа в разные уголки планеты.

Безусловное преимущество Kuehne+Nagel — наличие собственного хаба в сердце Европы — Бельгии: недавно руководство компании выделило деньги на строительство в этом хабе крупнейшего консолидационного склада с температурным режимом для хранения вакцин от COVID-19.

Общая площадь нового склада составляет более 15,5 тыс. кв. м, а внутри него есть специальные лицензированные помещения и отдельные зоны для хранения термолабильных грузов в температурном диапазоне от -20°C до +25°C. При необходимости глубокой заморозки в контейнеры с грузами могут добавлять сухой лед и понижать их температуру до -60°C.

«Современные лекарственные средства являются более дорогостоящими и более чувствительны к температуре, а также требуют дополнительных условий хранения и транспортировки. Обеспечить соответствующие ресурсы и инфраструктуру для этого на глобальном уровне — непростая задача, — объясняет член правления Kuehne+Nagel, ответственный за авиалогистику Ингве Рууд. «Новые логистические центры в Брюсселе, Йоханнесбурге гарантируют, что наши клиенты фармацевтической отрасли смогут полностью положиться на Kuehne+Nagel в решении конкретных задач целостности продукции, а также в соблюдении нормативных требований на протяжении всей логистической цепочки доставки термолабильной продукции. Таким образом, они могут сосредоточиться на здоровье и благополучии своих пациентов, потому что это — самое главное».

Для перевозок лекарственных препаратов и медицинского оборудования в компании уже более 7 лет развивается и внедряется такой продукт, как KN PharmaChain. Благодаря крепкой и надежной интегрированной системе менеджмента качества, как основе для внедрения фармацевтических стандартов GxP, KN PharmaChain получил мощное развитие внутри компании. Ежегодные обучения сотрудников, аудиты первой и второй стороны, обмен лучшими практиками и внутренняя система сертификации позволили создать сеть из более чем 230 активных локаций по всему миру, которые квалифицированы для данного вида услуг.

Несмотря на то что в Украине только начинают внедряться на рынке стандарты GDP Pharma, cпециалисты Кюне + Нагель в Украине не отстают от своих зарубежных коллег. Эксперты компании используют передовой европейский опыт и знания в области перевозок фармпродукции. Кюне + Нагель сертифицирован GDP Pharma с 2013 года в Украине.

Как только придет время и вакцина будет готова, они с заботой и ответственностью за каждого украинца смогут обеспечить качественные услуги транспортировки вакцины на всех этапах, начиная от погрузки упаковок с дозами препаратов в рефрижераторные машины на складах производителей и заканчивая дистрибуцией по всем медицинским учреждениям в Украине.

Несмотря на то что сейчас остаётся много неизвестных (кратность вакцинации, температурный режим, расположение производства…), директор департамента маркетинга и продаж Kuehne+Nagel Украина Александр Торяник прогнозирует, что для покрытия рынка Украины потребуется больше 600 тонн доз вакцины. На первый взгляд это двукратная загрузка Ан-225 «Мрии», или около 10 грузовых борта Boeing.

Но с учетом ограниченности производства, разных производителей и возможностей по оплате мы ожидаем, что рейсов будет намного больше.

Не стоит забывать, что для поддержания температуры в полете, кроме самой вакцины, необходимо будет загрузить на борт и оборудование.

По прибытии грузов с вакцинами в аэропорт Борисполь, вероятнее всего, вакцины будут перегружаться непосредственно в рефрижераторы, которые подадут к борту самолета, после чего их начнут доставлять на температурные склады или сразу в медучреждения.

Осталось только подождать готовую вакцину от одного из ее производителей. Все, что будет дальше, — это лишь вопрос техники и качества сервиса логистической компании, на услугах которой точно не стоит экономить тем, кто будет закупать вакцины в Украине.

Kuehne + Nagel
Группа компаний Kuehne+Nagel является одним из мировых лидеров среди поставщиков логистических услуг. Штат компании насчитывает более 83 000 высококвалифицированных сотрудников в 1400 офисах, расположенных более чем в 100 странах мира. Стабильность на рынке обеспечивается за счет предоставления услуг морских перевозок, авиаперевозок и автомобильных перевозок, а также складской и интегрированной логистики, основанных на внедрении и применении современных информационных технологий для управления всей цепочки поставок.

21.10.2020

Новигация

Официальная информация